Всем доброго дня и хорошего настроения. В этой заметке делюсь стратегиями победы в игре крестики нолики, зная которые вы сможете выиграть всегда и у всех.
Уже после первого ответного хода соперника, становится известно, сможете вы выиграть или будет ничья. В школе я был чемпионом на турнире "крестиков-ноликов", играл, не зная поражения. Независимо от того, первым ходил или вторым, за "крестиков" играю или за "ноликов". Шансов выиграть меня не было ни у кого.
После внимательного прочтения этой заметки, вы тоже станете непобедимым игроком в крестики нолики и сможете перейти на более сложный уровень игры "Пять в ряд".
Крестики-нолики, правила игры
Игровое поле представляет собой квадрат 3х3 клетки, нарисованный на
листке бумаги и разделенный на девять клеток. Более простой вариант - начертить две горизонтальные линии, и две вертикальные линии. Если играете онлайн - игровое поле начертит программа на экране вашего устройства.
Кому играть за крестиков игроки договариваются между собой, либо бросают жребий, дальше, после каждой игры, игроки по очереди играют за крестики.
Первым ход делает игрок, играющий крестиками в любую клетку. Второй ход за игроком, играющим ноликом - ему остается 8 свободных клеток, в уже занятые клетки ходить нельзя.
Игровое поле для игры Крестики-Нолики
Побеждает игрок, который первым построил (в пределах игрового поля) линию из трех своих символов: горизонтальную, вертикальную или по диагонали. Всего на поле 3х3, возможно построить 8 комбинаций таких линий:
- Горизонтальные линии (1, 2, 3,), (4, 5, 6), (7, 8, 9)
- Вертикальные линии (1, 4, 7), (2, 5, 8), (3, 6, 9)
- Диагональные линии (1, 5, 9), (3, 5, 7)
Стратегия победы, пошаговая видео инструкция
Небольшой видео ролик, с реальными примерами игры в крестики нолики против компьютера. Видите, робот не может выиграть человека в такой простой игре)))
Возможны два варианта исхода игры:
- Вы победили.
- Ничья. Закончились пустые клетки на игровом поле и ходить больше некуда.
Вариант "Вы проиграли", мы не рассматриваем, так как тем, кто до конца дочитал эту статью проигрыш не грозит. Все время выигрывать я вас не научу, но расскажу, как можно всегда свести игру к ничьей.
Для удобства рассказа, я каждый квадрат игрового поля обозначил цифрами, от 1 до 9: (5) - центральная клетка; (1), (3), (7), (9) - угловые клетки; (2), (4), (6), (8) - боковые клетки.
1 | 2 | 3 |
---|---|---|
4 | 5 | 6 |
7 | 8 | 9 |
Обратите внимание, что центральная клетка (5) контролирует сразу 4 из 8 возможных линий, где можно построить три в ряд: две диагональные линии, одну центральную и одну вертикальную линию.
Угловые клетки контролируют только три линии - одна вертикальная, одна горизонтальная, и одна диагональ. Боковая клетка участвует в построении всего двух линий - одна горизонталь и одна вертикаль, поэтому стратегически выгодно первым ходом занимать центр, вторым ходом занимать угловую клетку.
Чтоб не растягивать повествование, я для каждого варианта первого хода буду рассматривать по одной комбинации. Если в моем примере нолики сходили в угловую клетку (1), а в вашем случае в угловую клетку (3), (7) или (9), то мысленно разверните поле и продолжайте ходить по изложенному ниже алгоритму.
Ситуация №1, крестики ходят в центр
Преимущество крестиков в том, что они первым ходом могут занять центральную клетку (5), ноликам для ответного хода остается 8 свободных клеток - 4 угловые и 4 боковые клетки.
На этом ходу решается всё. Сходит второй игрок в любую угловую клетку (1, 3, 7, 9) - получится ничья. Если нолики займут боковую клетку (2, 4, 6, 8), то игрок проиграет, победили крестики.
Рис. 1, Крестики ходят в центр
В нашем примере нолики сходили в боковую клетку (8), крестики ответным ходом занимают любую угловую клетку, для примера клетку (1) и получают линию из двух крестиков (см. рис. 1, положение 3).
Главная премудрость игры и основа всей тактики держится на двух принципах:
- Занимай ту клетку, которая принесет тебе немедленную победу;
- Если такой клетки нет, занимай клетку, которая принесет немедленную победу сопернику.
Нолики сейчас своим ходом выиграть не могут и по второму принципу занимают клетку (9), в свою очередь образуя линию из двух ноликов (позиция 4, рис.1).
Крестики, занимая клетку (7) нейтрализуют угрозу со стороны ноликов и одновременно с этим строят две линии из своих фигур. Для победы, следующим ходом, крестикам нужно будет занять клетку (3) или (4), позиция 5, рис.1.
Нолики в шестом шаге заняв клетку (3) блокируют одну угрозу со стороны крестиков (позиция 6, рис.1).
Крестики по принципу 1, ходят в клетку (4) и одерживают победу, Нолики сходив первым своим ходом в боковую клетку - проиграли.
Ситуация №2, крестики ходят в центр
Рассмотрим, как не проиграть Ноликам, когда Крестики первым ходом заняли центр. Чтоб не проиграть эту встречу, Ноликам ответным ходом нужно занять угловую клетку. Без разницы какую, на ваш вкус (1), (3), (7) или (9). Для примера возьмем (1), см. рисунок 2, позиция 2.
Рис. 2, Крестики ходят в центр. Вариант 2
Крестики, опять же без разницы, куда бы ни сходили, получат линию из двух фигур, (см. рис. 2, позиция 3). Нолики, ходом в противоположную угловую клетку, закрывают линию крестиков, и создают свою угрозу, строя линию по вертикали 2 - 7 (рис. 2, позиция 4). Крестики ходят в квадрат (4), нолики отвечают в квадрат (6) (см. рис. 2, позиции 5 и 6).
У крестиков остается последний шанс построить выигрышную комбинацию по вертикали 2-5-8, сходив в клетку 2 или 8. Независимо от того, как сходили Крестики, Ноликам
следует занимать оставшуюся свободную боковую клетку (2) или (8).
Крестикам доступен единственный ход - занять последнюю свободную клетку (9).
Игра закончена ничьей.
Вилку крестикам при таком начале игры построить не получится, но и ноликам не дадут. Если по невнимательности, после 6-го шага, нолики сходят в угловую клетку (9) вместо боковой (2) или (8), то крестики одержат победу построив горизонтальную линию (2)-(5)-(8).
Вариант, когда Крестики вторым ходом вместо угловой клетки пойдут в боковую, тоже сводится к ничей. Вилку для победы построить никто не сможет, если конечно соперник не будет поддаваться.
Ситуация №3, крестики ходят в угол
Вы снова играете крестиками, теперь для разнообразия сходим в угол, без разницы какая угловая клетка из четырех (рис. 3, позиция 1).
Теперь ход Ноликов, как и в ситуации №1, от этого хода зависит исход игры. Если нолики сходили на боковую клетку, то вы построите вилку и победите.
Рис. з, Крестики первым ходом сходили в угловую клетку
В случае хода Ноликов на боковую клетку, рис. 3 позиция 2, Крестики занимаете еще
одну угловую клетку, образуя угрозу - линию из двух фигур, рис. 3, позиция 3. Второй ход крестиков идет в одну из двух прилагающих клеток, в противоположную угловую клетку ходить нельзя.
Центр, клетку (5) умышленно оставим пустой для ноликов. Часто, нолики вместо того, чтоб закрыть вашу угрозу ходом в боковую клетку (2), радостно занимают центр.
Если противник попался на уловку и сходил в клетку (5), мы занимаем клетку (2) и линия построена (1)-(2)-(3)
Не будем недооценивать соперника, и он в шаге 4 закрыл нашу угрозу ходом на боковую клетку (2), Крестикам ничего не остается, как занять центральную клетку (5) и построить вилку (рис. 3, позиция 5).
Теперь, куда бы нолик не ткнулся, у нас останется свободной одна из двух угловых клеток (7) или (9), ход в которую и принесет нам победу.
В случае, если нолики первым ходом займут центр или угловую клетку, то будет ничья. Одержать победу нолики могут только в случае вашей невнимательности. Но в наших примерах мы не рассматриваем варианты, когда какая-либо из сторон сделает не обдуманный ход.
Ситуация №4, крестики ходят на боковую клетку
Ход сам по себе в плане будущей победы не оправдан. Варианты исходов - ничья, или проигрыш по невнимательности.
Комбинацию, когда вы с первого хода ставите себя в тактически невыгодное положение можете рассмотреть самостоятельно, опираясь на указанные выше два принципа игры - делать ход, который вам принесет победу, если нет таких ходов - занимайте клетку, которая может принести победу сопернику.
Рендзю, жемчужная нить, гомоку, пять в ряд
Когда вам стало тесно и скучно в игровом поле 3х3, и играть три в ряд уже не спортивно, переходим на большую игровую площадь.
Рендзю - настольная логическая игра для двух игроков, была известна еще в древнем Китае и Японии. Спортивный вариант классических крестиков-ноликов.
Игровое поле для рендзю имеет размеры от 15х15 и больше. Вот здесь начинается простор для стратегий и тактик. Каждая партия носит
уникальный характер, с первых двух ходов уже нереально определить, чья сторона возьмет вверх.
Побеждает так же игрок, первым построивший линию из пяти фигур своего цвета. Линия может быть в любом направлении - по диагонали, по вертикали, по горизонтали.
Для удобства игры в длинные линии (пять в ряд), крестики и нолики должны отличаться цветом. Иначе, глаз замылится и чужие фишки можно принять за свои, т.к. они одного цвета, хоть и разной формы. В классическом варианте фишки (камни, кружочки) которыми ходят игроки, - имеют черный и белый цвет.
По правилам, первый ход делают черные и им запрещено делать вилки 3х3, 4х4, а так же ряд из 6 и более "камней" своего цвета подряд.
Зато черные могут делать вилки размером 3х4, когда за один ход образуются две перекрещивающиеся линии - одна длиной три камня, вторая из 4 камней. Так что нет повода расслабляться у того, кто играет белыми.
Белые, за то, что ходят вторыми - имеют следующие преимущества:
- Могут строить вилки любого размера и любой кратности;
- Победу белым приносит линия не только 5 в ряд, но и из большего числа камней;
- Для своей победы белые могут вынудить построить черных линию из 6 и более камней подряд.
Ничья
Игрок, может пропустить ход, если ему в данный момент не выгодно менять расположение своих камней на игровом поле.
Если оба игрока подряд отказались от хода, объявляется ничья.
Закончились все свободные клетки - ничья.
Получается, игрок еще может пропустить ход, потому что ему некуда ходить.
Гомоку, отличия от рендзю
- Для черных отсутствуют фолы (запрещенные ходы), и черные могут строить вилки любой кратности и длины.
- Ряд из шести и более камней одного цвета не приносит победы ни одной из сторон.
Гомоку имеют более мягкие правила, для удобства игры в обычной жизни. Правила рендзю ориентированы на спортивные состязания.
Важные выводы
Научиться тому, как выиграть в крестики нолики можно за пару минут. Я заключал с друзьями пари, что не проиграю. Ставки на победу рискованно заключать, т.к. высока вероятность ничей, впрочем, пари можно заключать после того, как соперник сделал свой первый ответный ход и вам уже за ранее известен результат.
Когда надоест так развлекаться, значит, пора переходить на более высокий уровень - рендзю. Игра на поле 15х15 более увлекательна, теперь вам потребуется напрячь извилины.
В мое детство не было компьютерных игр и приложений для смартфонов, нам для веселой игры достаточно было тетрадного листка в клетку и карандаша. Зимой в крестики-нолики играли на улице, начертив игровое поле 3х3 веточкой на снегу. Каюсь, играли даже на парте, рисуя ручкой или карандашом по столешнице - сейчас знаю, что так делать нельзя.
Играть
в крестики нолики было любимым способом скоротать время до
перемены на скучных уроках, потому что в отличие от морского боя можно
играть абсолютно молча и уже не демаскировали себя шепча на пол класса
координаты ракетного удара по четырех палубному крейсеру.
Сейчас игры детства на логику приобрели "мобильный" характер и перешли в онлайн, но правила игры и стратегия победы остались прежними. Освоив простой алгоритм из этой заметки, вы легко сможете выиграть крестики нолики по схеме 3х3, и больше никогда не проиграете ни живому человеку, ни компьютеру.
У меня к Вам есть просьба - напишите в комментариях, какие вы любите головоломки и логические игры? Возможно, с помощью ваших подсказок выберу тему новой заметки. Пишу я на разные темы, исходя из своих интересов и интересов читателей, один - два раза в месяц делаю рассылку на самые популярные материалы. Тем, кто еще не подписан на мой блог, предлагаю оформить подписку.
Всего вам доброго, искренне ваш, Александр Утышев.
Хотите первыми узнавать про новые заметки?
Оставить комментарий