Новосибирский фотограф, Александр Козлов, на мастер-классе «Как правильно позировать для фото девушкам», проведенным для учениц модельного агентства, поделился секретами удачного снимка, своими идеями для фотосессии и разобрал типовые ошибки при позировании.
Если вы хотите найти топ 100 лучших
поз для фото, то ничего не получится – у каждой модели своя
индивидуальность, свой характер. Поза, идеальная для одной девушки, совершенно
не подойдет для другой модели. Общее - только ошибки, которые убивают самую красивую композицию и всю идею фотосъемки.
Каждый человек хочет красивые фотографии –
для оформления профиля социальных сетей, для своего блога, распечатать снимки в семейный
фотоальбом на память.
Дочитав заметку до конца, вы будете знать 7 лучших способов испортить любой ваш снимок, какие бывают виды съемки и почему, принеся с прогулки сотню фотографий – вам не чего выбрать. Советы адресованы как моделям, так и фотографам, работающим с непрофессиональными моделями.
Фотограф или модель, кто главнее
Видеоролик снят во время мастер-класса для учениц модельной съемке, по мотивам ролика написана заметка. Видео и текст не дублируют друг друга на сто процентов.
В ролике истории и советы от Александра Козлова, не вошедшие в текст. В тексте, добавлены мои личные мысли, которых нет в видео. Для удобства восприятия, транскрибация ролика сделана от первого лица.
Меня зовут Александр Козлов, я профессиональный фотограф, занимаюсь фотографией более 30 лет, с детства. У меня папа был хороший фотограф, как-то, он мне на день рождение подарил фотоаппарат, не спрашивая, хочу я или нет. Просто сказал – ты теперь фотографируешь.
После я работал в разных местах, по разным профессиям, но фотографировал всю жизнь. Фотокамера для меня — это образ жизни, продолжение мысли и руки. Если я вижу где-то интересный сюжет, то я снимаю это.
Работал я с различными модельными агентствами, но поскольку сейчас читаю лекцию для модельного агентства, то не буду упоминать с кем я работал раньше. Публиковался в журналах, работал с различными журналами. В 2011-м году меня занесли в швейцарское издание «Кто есть кто в России» - председатель ассоциации свадебных фотографов города Новосибирска.
Фотографирую всё: свадьбы снимаю, людей снимаю. Не снимаю, пожалуй, пейзажи. Для меня пейзаж без человека не интересен – мне интересно, что бы на красивом фоне стоял красивый человек.
Хочу поделиться с вами соображениями на тему отношений «фотограф – модель», поведение модели на съемке, ожидания и страхи. Ожидания и страхи присутствуют всегда, не зависимо от того, коммерческая это съемка или прогулка с фотокамерой.
Самый простой пример «ожидания и страхов» - рекламная съемка, заказчик хочет, чтобы модель прорекламировала его товар.
- Ожидания модели: Я приду, там крутая коммерческая съемка. Меня красиво накрасят, мне скажут как встать, дадут сумочку в руки. Я улыбнусь красиво, ведь я же красивая, чувак этот сфотографирует и сразу всё будет идеально – он же профессионал!!!
- Ожидания фотографа: Модель сама знает, что делать – она же профессиональная модель, ей платят деньги. Она придет, я дам ей в руки эту сумочку. Она сама знает как правильно позировать для фото и как улыбаться – я только нажму на кнопочку и сразу будет шедевр. Накрасится тоже сама, ведь она же профессиональная модель?
- Ожидание заказчика: Я плачу такие бабки!!! Эта подруга придет накрашенная, в красивой одежде, она сама знает, как нужно встать. Я дам ей сумочку в руки, она красиво встанет, этот чувак нажмет на кнопочку – и сразу, с камеры вылезет плакат 3 на 6 метров с моим логотипом.
Вы думаете, это шутка?! Я изучал
перечень конфликтных ситуаций в типографии. Приносит человек на флэшке гиф-изображение.
На гифке елочка крутится и звёздочка вспыхивает. Просит, сделайте мне плакат
3х6 метров. У него спрашивают, так же со звёздочкой, что бы вспыхивала? – А
что, так можно сделать?!!, изумился заказчик.
Возникает противоречие на уровне ожиданий и реальности. Каждый человек, особенно который платит деньги, ожидает высокий уровень профессионализма от всех, кто участвует в съемке.
Как быть в такой ситуации? Нужно разговаривать с людьми, спрашивать, что вы хотите получить? У меня первый опыт несовпадения ожиданий и реальности был, когда я работал с очень профессиональной моделью. Она работала в Гонконге, она работала много лет в Китае.
Я пригласил её к себе на мастер-класс, она начинает позировать, что-то делать. Я ей – встань вот так, теперь так. Начинаю ее поправлять, она меня перебивает – Вы скажите, что Вам надо, какую эмоцию показать? Я Вам всё сделаю.
Думаю, вот это да. Эмоцию?!! Говорю, сделай мне драму. Она падает на стул с трагическим лицом. То, что надо! Делаю снимки, потом говорю – а теперь позитив, затем растерянность. Она с одним стулом показала целый спектакль… Можно было не говорить модели, куда руку или ногу поставить, а подать идею, подать состояние.
Модель может не владеть актерским мастерством в полной мере, но быть чуть-чуть актрисой обязана, уметь изобразить эмоциональный диапазон от любви до ненависти. Актерское мастерство, чуть ли не базовый навык, который должен быть у каждой модели.
Как вы думаете, кто должен придумывать идею для фотосессии – модель или фотограф, на ком лежит ответственность за результаты съемки? Во взаимоотношениях фотографа-модели на первом месте сотрудничество, обсуждение концепции, идеи. От модели идёт вектор «Сфотографируй меня».
Еще перед началом фотосъемки оба должны иметь представление, что хотят получить в итоге. Фотограф должен знать, какие ракурсы с каким светом и в каком образе будет снимать, модель должна знать, что от неё требуется – эмоциональный набор или пластика движений, тогда съемка пройдет легко и непринужденно.
Все идеи про осеннюю, зимнюю фотосессию, уличную фотопрогулку тянут за собой обрамление образа – шляпку, плащ, пальто, чтоб гардероб сочетался по цветовой гамме сочетался с окружающей обстановкой.
Спускает затвор, нажимает на кнопку, выпускает птичку, ставит свет – фотограф, поэтому основная ответственность лежит на фотографе. Как фотограф, я никогда не перекладываю вину за неудачные снимки на свою модель. Ответственность за фотосессию всегда лежит на фотографе, кто не согласен – напишите своё мнение в комментариях.
Если модель как-то неправильно позировала, значит, вы не верно ей объяснили, чего хотите. Общаться друг с другом надо, не зависимо от того, в какой роли вы участвуете в фотосессии – модель или фотограф. Конструктивное общение начинается со слов «А давай ещё сфотографируемся так…»
Основные виды фотосъемки
Ключевой вопрос на съемку – а что вы хотите? Что вы хотите получить? От ответа на вопрос зависит, какой вид фотосессии вам подойдет. Рассмотрим типовые виды съемки и их характеристики.
- Фэшн (fashion) съемка – это манерность, макияж, это претензия, гламурная одежда. Пафос, преподнесенный в камеру, сексуальная агрессия в кадр.
- Подиумная съемка – подиумные модели зачастую, не фэшн модели, потому что ей нужно просто ходить, она в роли вешалки для одежды. От неё требуется своя культура – умение красиво ходить, подавать себя, показать грацию движений.
- Каталожка (съемка для каталога) – это та же вешалка для одежды, там лица может не быть, часто вообще не должно быть видно лицо в кадре. Главное, показать одежду со всех сторон, чтоб зритель мог получить представление, как она будет выглядеть на нём. Это работа модели, выдавать эмоции телом, несколько часов подряд в разных одеждах.
- Бьюти (beauty) съемка – это крупный портрет, лицо с красиво нанесенным макияжем. Макияж это чья работа? Это работа визажиста, от фотографа требуется поставить ровный свет и нажать на кнопочку.
- Фотосъемка с подружкой – а пойдем пофотаемся
Очень интересный вид съемки, знакомый каждому. У каждого есть подружка, начинающий, но очень талантливый фотограф. Возникает интересный вопрос, почему не получается цепляющих кадров, когда идёшь фотографироваться с подружкой? Вроде сходили, пофотались, а почему результата нет?
Задачи на фотосессию
- Давай пофоткаемся?
- Давай…
- Встань как-нибудь красиво.
- Так сойдёт?
Давай пофотографируемся – пофотографировались, задача выполнена, а получить конкретный результат и речи не было, поэтому и поделиться с друзьями нечем после такой фотосессии.
Отсюда мы приходим к основной идее фотосъемки – чью работу мы снимаем, какой результат хотим получить, какая задача стоит на фотосессию, что хотим показать на снимках?
Для достижения результата нужно ставить ограничения и конкретную задачу на съемку, чего вы хотите получить. Тогда не придется разбирать сотни кадров, в надежде выбрать пару красивый фотографий из фотосета ни о чём, хотя фотографировались в хорошей локации, на топовую технику и не было ни каких ограничений.
Пример условий-ограничений для фотосессии: снимать в чб, снимать только поясной (ростовой) портрет, фиксированное фокусное расстояние на объективе, число локаций.
На протяжении всей съемки выполняйте одну цель, ищите возможности для ее реализации. Когда вы понимаете, что именно нужно вам фотографировать (как именно фотографироваться), делать это становится в разы легче интереснее и осмысленнее.
Даже самая профессиональная модель старается получится на фото привлекательной, не замечая, как переигрывает. На праздничных мероприятиях, когда я навожу объектив на симпатичную девушку, девушка заметив, что её фотографируют, начинает демонстративно улыбаться на камеру.
В результате, легкая, слегка загадочная улыбка мгновенно превращается в гипертрофированный лошадиный оскал на пол-лица. Такая фотография не нужна будет ни мне в портфолио, ни девушке на страницу социальной сети.
Среди фотографов раньше ходил такой анекдот – первый час плёнку в камеру не заряжаем, пускай модель привыкает к щелчку затвора.
Есть ещё один обманный маневр – вместо того, чтоб просить модель быть попроще, сказать, что всё замечательно, получились великолепные фотографии. Тогда у модели спадает напряжение, ведь работа уже сделана и больше не надо стараться получиться красивой, а фотограф получает возможность сфотографировать нормальный портрет с человеческим лицом.
Главный закон коммерческой фотографии – продает нас только одна фраза «Я тоже так хочу». Если вы фотограф и выкладываете портретные фотографии, под которыми пишут «Я тоже так хочу сфотографироваться», под фотографиями на странице модели пишут «Я тоже хочу получить такие кадры» - значит вы на верном пути к идеальному кадру.
Что такое идеальный кадр
Ответ на вопрос «Что такое идеальный кадр» зависит, с чьей точки зрения смотреть - фотографа или модели.
С точки зрения фотографа идеальный кадр – это кадр, в котором, в первую очередь есть красивый свет. Фотография с греческого языка переводится как рисование светом. Красивый свет, красивая композиция и где-то там стоит модель в красивой позе. Если эту модель поменять на любую другую, то ничего не поменяется – фотография останется идеальной.
С точки зрения модели идеальный кадр – это кадр, подчеркивающий ее индивидуальность, ее умение обыграть ситуацию, обыграть реквизиты. Показать, как именно она выглядит в этой одежде, в этом макияже, в этом обрамлении. Если это портретная съемка – запечатлеть эмоциональный диапазон модели.
Если вы готовы распечатать фотографию форматом А4, чтоб она год провисела у вас в комнате на стене, то это получился классный кадр. Если уменьшить фотографию до размеров почтовой марки и вам охота разглядывать детали, то кадр получился интересный. Когда фотография не проходит эти критерии отбора, место ей в мусорной корзине.
Как снимать портреты
Секрет для фотографа – при съемке в полный рост, чем дальше от модели отходите, тем интереснее получается кадр.
Может знаете, есть такое место – Сикрет Гарден (Secret Garden)? Это частный коттедж в Новосибирской области, не далеко от г. Бердска. Очень красивый коттедж, с богатым рельефным ландшафтом, шикарным интерьером. За фотосессию просят 3000 рублей в час.
Я видел миллионы фотографий, снятых в Сикрет Гардене – сплошь, поясные портреты. Вопрос, зачем ехать в Бердск, платить три тысячи в час, чтобы сфотографировать поясной портрет? Где ландшафтный дизайн, где красота этого места?
Мало кадров с Сикрет Гарден снятых в рост, очень мало, а поясных портретов миллион. Поэтому лайфхак для фотографа – горизонтально снимайте в полный рост, и вы прям на другой уровень перейдете. Тренируйте умение вписать модель в интерьер, вписать модель в ситуацию, окружающую обстановку.
У модели рыжие волосы красиво сочетаются с зеленым оттенком кофты, вы будите на этом сосредотачиваться, забывая про свет на лице.
Как только убираете цвет, снимаете черно-белый портрет, вы начинаете работать со светом. В первую очередь смотрите как освещение падает на лицо, как его интересно можно обыграть, как лучше развернуть модель, сменить угол освещения.
Что бы меня во время фотосессии не отвлекала игра цвета, я в настройках фотоаппарата выбираю монохромный режим отображения. Все превью на экране камеры отображаются в черно-белом варианте, но сами файлы я сохраняю в raw формате. Это позволяет мне во время сессии смотреть как ложится свет на лицо модели в ч/б варианте, и при обработке снимка на компьютере я получаю цветные фотографии.
Дайте мне источник света и я сфотографирую мир
Следующая интересная грань фотографии – всегда на фотографии не хватает света, всегда хочется получить снимок поярче, кто снимает на цифровые камеры, понимает, что ISO должно быть равно 100, а не 1600 и больше, т.е. свет для нас всё.
Для портрета как раз наоборот, много света зачастую плохо. Если выйти в фойе – там много света, со всех сторон, но он какой-то не интересный, рыхлый. На телефон портрет еще ничего будет, а на фотоаппарат получится со всем не красиво, изображение будет плоское, потому что вокруг равномерный свет со всех сторон.
В портрете, свет должен идти с какой-то одной стороны и должны быть тени. Хоть фотография переводится как рисование светом, для фотографа нужны тени. Красота проявляется, когда есть тени и когда их много, поэтому всегда смотрите как к красивому свету можно добавить красивые тени.
С какой стороны ставить свет, справа или слева не важно, важно, чтоб одна щека или щеки уходили в тень, тогда лицо будет объемным.
- Как выглядит твоя супруга, красивая?
- Смотря как свет поставить.
Съемка у окна
Съемка с единственным источником света – уличное окно, предполагает три варианта освещения: по свету, перпендикулярно свету и против света.
1. Фотограф стоит спиной к окну, модель стоит по свету, смотрит по направлению окна. Мягкий, ровный свет ложится на лицо модели.
2. Модель, по отношению к оси объектива расположена перпендикулярно свету. Фотограф и модель стоят боком к окну, лицом друг к другу. Одна сторона лица освещена, вторая уходит в тень. Глубина тени, больше-меньше регулируется отражателем, подсвечивая теневую часть лица.
3. Контражурный (контровой) свет – модель стоит спиной к окну, свет направлен в спину модели и в объектив фотокамеры. Модель становится темным силуэтом, а нам надо снять портрет.
Для этого портрета девушка стояла лицом к окну, развернувшись на три четверти, благодаря чему одна половина лица освещена, вторая в тени. За спиной девушки фон - кусок фанеры покрашенной в черный свет.
Окно – бесплатный источник света и есть в каждой квартире. В бизнес-центрах и различных кафе, часто, целые стены состоят из витражного стекла, больших стеклопакетов. Уровень освещенности регулируется временем суток – в режимные часы на восходе и закате свет мягкий, в дневные часы яркий и жесткий.
В помещении кафе, на вешалке для вещей или в гардеробе, можно оставить лишнюю одежду, потом вернуться и переодеться, чтоб сфотографироваться в новом образе.
В Новосибирске есть высотные здания с стеклянными лифтами – стены кабины и лифтовой шахты сделаны из прозрачных стеклоблоков. Фотограф и модель поднимаются над уровнем города, на горизонте встречаются река Обь и река из автомобильного потока, на фоне которых стоит модель.
Перед съемкой в фотостудии, у окон-витражей есть три преимущества: бесплатность, доступность и нет предварительной записи. Кстати, обращали внимание, что фотостудии любят располагаться в промзоне, в зданиях с большими окнами?
Позы для фото в полный рост
Выше я говорил, что полноростовые фотографии помогут вам выйти на новый уровень мастерства, совершить качественный скачок. Правильное позирование, с точки зрения нашего восприятия, поможет модели гармонично вписаться в окружающую ландшафте, подчеркнет её индивидуальность.
Есть скучные фотографии, где человек выглядит как вешалка для одежды или фотофиксация факта «Я здесь был(а)», есть фотографии, которые интересно рассматривать, которые содержат изюминку в сюжете. Такая изюминка в фото, обеспечивается положением ног, рук, изгибами спины, направлением взгляда в кадре.
Длинного списка вроде «Топ-100 лучших поз для девушки» с подробным описанием каждой позиции не будет. Во-первых, вы их всё равно не запомните и во время фотографирования будете только путаться.
Во-вторых, поняв базовые элементы вы сами сможете легко комбинировать лучшие позы для себя или вносить поправки в работе модели.
Ну и в-третьих, я не камасутру пишу, чтобы подробно каждую позицию расписывать в духе: чуть-чуть наклонитесь, маленько прогнитесь.
Как расположить ноги на фото
Фото, когда человек всем корпусом развернут в кадр и стоит по «стойке смирно», мы оставим солдатам для дембельского альбома. Наша задача подчеркнуть красоту фигуры модели за счет плавных линий изгиба тела, поворотов рук-ног в кадре. Отсюда возникает вопрос: какая нога должна поворачиваться в кадр, правая или левая?
Чтоб подчеркнуть силуэт, нога, которая ближе к фотографу, слегка сгибается в колене, колено направлено внутрь, как будто вы прикрываетесь ногой от фотографа.
Ногу выставлять вперёд не нужно, достаточно согнуть в колене и повернуть коленку в сторону опорной ноги, дальней от фотографа. Коленка, направленная в кадр, всегда смотрится ужасно, и на фотографии получается острее, чем в жизни.
Когда нога сгибается в коленке, следом опускается вниз бедро, подчеркивая силуэт спины. Если бедро, обращенное к фотографу приподнять, со стороны это будет выглядеть, словно вы ушибли мягкое место и теперь хромаете. Бедро подымать не надо, руки также слегка согните в локтях.
Очень эффектно смотрится незаконченное движение – полушаг, вектор движения в сторону фотографа. Если фотограф сбоку, делая полушаг вперёд, обернитесь к фотографу. Любой полушаг придаёт динамику кадру, даже если вы снимаете портрет и ног не будет, потому что осанка другая, шея выпрямляется, плечи разводятся в сторону.
Куда деть руки на фото
Когда девушка не подвижно позирует с обвисшими руками – она просто фоткается. Когда она что-то делает, совершает естественные движения руками, фотография уже смотрится интереснее.
Руки в портрете говорят гораздо больше, чем лицо. Положение рук показывает внутреннее состояние фотографируемого – расслабленность, напряженность, игривость, задумчивость. Позы рук бывают открытые и закрытые.
Позы, где девушка опирается на пальцы, ладони, запястья — это плохие позы. Избегайте закрытых, устойчивых поз с опорой на руки – вы ведь не ругаться пришли, чтобы руки в боки держать всё время? Стоять удобно, когда опираешься на себя, но на фотосессии нельзя упираться руками в бока и колени.
Хорошо смотрятся неустойчивые позы, когда касаетесь пальцами себя. Движение идёт расслабленной рукой снизу в верх. Себя касаться не обязательно, главное показать это незаконченное движение рукой снизу в верх, будто в автобусе передаете деньги за проезд и ждёте, когда у вас возьмут купюру – передайте, пожалуйста, за проезд.
Если вы в одежде с длинными рукавами, руки в кадре лучше смотрятся, когда рукава завёрнуты в три четверти, тогда кисти визуально длиннее кажутся, такая поза очень красиво смотрится в кадре.
Никогда не показывайте тыльную сторону ладони, на фотографии получится кулак с обрезанными кадрами. Само запястье будет казаться не пропорционально большим, очень широким и крупным, в сравнении с остальной рукой.
Но как только ладонь разворачивается, в кадре показывается ребро ладони, запястье сразу выглядит очень красиво. Поэтому, когда говорят «поднеси руки к лицу», это не для того, чтоб модель себе щеку почесала, а для того, чтоб продемонстрировать ребро ладони и запястье. Это красиво, это изящно, это смотрится утонченно.
Руки подымаем до уровня глаз, когда рука пойдёт дальше скользить по голове, пальцы и кисть скроются с поля зрения – в кадре останется рука с обрезанным локтем, выглядеть это будет как обрубок руки.
Подымая руки вверх, следите, чтоб кисти всегда были видны в кадре. Пальцы полусогнуты, будто в ладони удерживаете очень хрупкий шар, боясь его раздавить.
Ошибка, которая бывает у всех моделей – это за приподнятым плечом прятать свой подбородок. У фотографов такая поза называется «топорик». Когда первые кадры начинают снимать, модель как-бы поворачивается, поджимает плечо, шеи нет – плечо и лопатка принимают форму топора.
Поджимание плеча, когда не видно шеи смотрится ужасно. Старайтесь, чтобы в кадре было видны верхние точки обеих плеч, одно плечо чуть ближе, второе чуть дальше. Тогда на фотографии появится шея.
Как не надо смотреть на фотосессии
Что часто получается неудачным на фото, когда фотографируются девушка?! Это скошенные глаза, будто девушка пытается рассмотреть мочку своего уха. Это психология, психология, которая однозначно описывает разницу между мужчиной и женщиной.
Заключается она в следующем, мужчине говоришь: «Поверни голову направо», он поворачивает свою голову направо, за счет мышц шейного отдела. Женщине говоришь поверни голову направо, она, не пошевелив головой отвечает: «ну я повернула». В положении головы изменилось только направление взгляда – глазные яблоки на максимум сместились к правому краю глазниц.
Даже если девушка поворачивает голову в бок, она обязательно доработает глазами. Глаза будут продолжать косить в сторону разворота, после того как голова уже остановилась. Можете потренироваться на подружках - оборжётесь
Я всегда прошу «Поверните подбородок», и прошу смотреть модель по направлению носа. Тогда более-менее адекватно получается, хотя и в этом случае, модель поворот дорабатывает глазами.
Основные выводы
Однозначных рецептов как правильно позировать или фотографировать нет, опыт приходит с практикой. Когда надоест снимать кошечек, собачек, маленьких детей – добавьте драматичности в кадр. Возьмите красивую девушку и сделайте из неё стерву на фото, будет уже интересно.
Для создания этого кадра ассистент поправил волосы девушки, чтоб придать им объема, затем выключил свет и подсветил лицо модели фонариком. Свет от фонарика падает сверху вниз, так нам психологически комфортнее, в природе свет всегда идёт сверху вниз.
Все перечисленные рекомендации в заметке, для вашего удобства свожу в одну таблицу, пренебрежение которыми делают фото неудачными с эстетической точки зрения:
№ | Части тела | Построение кадра |
---|---|---|
1. | Глаза | Смотрите по направлению подбородка. Глаза человека, это первое, на что мы обращаем внимание в портрете. Красивый взгляд придает настроение всей фотографии. |
2. | Плечи | Не закрывайте плечом шею и подбородок |
3. | Ладони | Не показывайте в объектив тыльную сторону ладони, не упирайтесь ладонями в таз, колени и другие предметы. Красиво смотрится ладонь, обращенная ребром к зрителю. |
4. | Руки | Красиво смотрятся позы, с не законченным скользящим движением рук, когда касаетесь своего тела, лица. Направление движения - с низу в верх. |
5. | Ноги | Делайте полушаг в сторону фотографа. Даже если снимаете крупный портрет, это движение придаст динамичности фотографии. При полушаге посылайте мысленный импульс "Правда, я клёвая?", тогда глаза горят огнём |
6. | Бедра | Ногу, ближнюю к фотографу, держите расслабленной, вес тела переносите на дальнюю ногу |
7. | Колени | Не направляйте колени в кадр, слегка разворачивайте ближнюю к фотографу ногу, коленом во внутрь. |
Попробуйте, когда фотографируете девушку, вместо того, чтоб говорить ей куда передвинуть руку, как поставить ногу, просто сказать, что вы хотите увидеть, какую эмоцию нужно показать: удивление, восторг, испуг, гнев, милого котенка, разъяренную пантеру...
Заказы на фотосъемку принимаю по телефону (вацап) 8-913-9000856
О публикации новых материалов в онлайн дневнике Александра Утышева, я сообщаю своим подписчикам по электронной почте. Подписка на рассылку оформляется в один клик мышкой по ссылке подписаться на рассылку.
Благодарю всех за внимание, искренне Ваш Александр Утышев.
Хотите первыми узнавать про новые заметки?
Оставить комментарий